Автомат—переключатель полярности напряжения для зарядного устройства
Описанное ниже устройство предназначено для зарядки двенадцативольтных автомобипьных аккумуляторных батареи. Главная его особенность состоит в том, что оно допускает подключение батареи, не задумываясь о ее полярности. В условиях плохо освещенного гаража это важно, так как зачастую маркировка полярности зажимов зарядного устройства и цвет соединительных проводов плохо различимы.
Рис. 1
За основу своей конструкции (см. принципиальную схему на рис. 1) было взято "Зарядное устройство на базе регулятора мощности PR1500i" С. Муралёва, описанное в "Радио"'. 2009, № 3. с. 40. Это устройство я дополнил автоматическим переключателем полярности зарядного напряжения (на рисунке его схема выделена штрихпунктирными линиями).
Так как принцип действия зарядного устройства на базе регулятора PR 1500i. его достоинства и недостатки описаны в упомянутой выше статье, рассмотрим только работу автомата-переключателя. Когда к зажимам Х1, Х2 не подключена аккумуляторная батарея, симистор VS2 закрыт и напряжение на его выходе равно нулю. При подключении плюсового вывода заряжаемой батареи к зажиму Х1 зарядного устройства, а минусового - к зажиму Х2 срабатывает реле К1 и через замкнувшиеся контакты К 1.1 и К 1.2 управляющий электрод симистора VS2 и резистор R5 потечет ток, который подготовит симистор к открыванию. Если теперь включить зарядное устройство в сеть, симистор откроется и начнется зарядка батареи
В случае подключения батареи в обратной полярности сработает реле К2 и замкнувшимися контактами К2.1 и К2 2 инвертирует полярность зарядного напряжения. От случайных замыканий цепи нагрузки зарядное устройство защищают предохранители RJ1 и FU2.
В обоих случаях даже кратковременное отключение любого из проводов, соединяющих батарею с устройством установит узел в исходное состояние, симистор VS2 закроется по последнему спаду до нуля полуволны напряжения с диодного моста VD1. Как только соединение батареи с устройством восстановится, узел вновь подключит нагрузку в правильной полярности.
В автомате применено реле РП21 с обмоткой на постоянное напряжение 12 В. Оно надежно срабатывает уже при напряжении 8 В. Таким образом, зарядное устройство может работать с батареей, разряженной до напряжения не ниже 8 В, что удовлетворяет большинству практических случаев.
Включать зарядное устройство в сеть лучше после подключения батареи и с переменным резистором R1, установленным в положение минимального зарядного тока. Подачу сетевого напряжения индицирует светодиод HL1. Затем резистором R1 устанавливают требуемый зарядный ток батареи по амперметру РА1.
Трансформатор Т1 должен иметь мощность не менее 80 Вт. Напряжение вторичной обмотки может быть в пределах от 14 до 20 В при токе через нее не менее 5 А. Амперметр РА1 - любой постоянного тока со шкалой на 10 А. Резистор R1 - СП-I. Его необходимо изолировать от корпуса и снабдить пластмассовой ручкой так как он будет находиться под напряжением сети При сборке зарядного устройства симистор VS2 и диодную сборку VD1 необходимо установить на теплоотво-ды в виде дюралюминиевой или медной пластины с площадью поверхности не менее 16 см2.
Правильно собранное устройство в налаживании не нждается.
Рис. 2
Если два реле РП21 приобрести не удалось, автомат можно собрать на одном Схема автомата для такого случая показана на рис. 2. Легко видеть, что при подключении батареи плюсом к зажиму Х1 (к выводу 3 автомата) реле К1 остается обесточенным, а при обратной полярности оно срабатывает и инвертирует полярность зарядного напряжения. Следует только иметь в виду что реле для этого варианта автомата должно быть с четырьмя группами контактов.
Автор: С. Клеменов, г. Смоленск
Похожие материалы из категории "Автолюбителю":
Комментарии посетителей
Добавление комментария