Дополнение к панели приборов автомобиля
У кого из автолюбителей не сжималось сердце при знакомстве с "электронными иконостасами" на приборных щитках японских автомобилей. Чего там только нет! Нам бы хоть одну такую кнопку-лампочку...
"Радиолюбитель" предлагает на выбор несколько зарубежных электронных новинок, которые, возможно, заинтересуют автолюбителей, умеющих владеть не только гаечным ключом и монтировкой, но и паяльником. Подборка материалов составлена из описаний практических устройств, разработки которых собраны американским инженером Рудольфом Графом и представлены в его сборнике "Электронные схемы: 1300 примеров".
Автомобильный стробоскоп
Материал предоставлен журналом Радиолюбитель
Автомобилистам хорошо известно, насколько важна правильная установка начального момента зажигания, а также исправная работа центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Неправильная установка момента зажигания всего на 2-3° и неисправности регуляторов могут явиться причиной повышенного расхода топлива, перегрева двигателя потери мощности и могут даже сократить срок службы двигателя.
Удлинитель для пейджера
Были времена, когда у меня был пейджер. Удобная вещь, но, как и у любого радиоприемного устройства, у него есть своя зона действия. Вышел за ее пределы - и вещь превращается в красивую игрушку. А жаль!
Сам я живу в Великом Новгороде. Но бывает, езжу в деревню, за 50 км от города. Там мой дом находится где-то на 6 м ниже "среднего уровня". То есть это зона потенциально неуверенного приема. Мой пейджер был стандарта POCSAG и работал на частоте 159,5 МГц. По словам компании, эффективная зона действия пейджинга составляет до 35 км. На самом деле при удалении уже на 25 км появляется много ошибок, а при удалении на 30...35 км пейджер просто "ничего не ловит".
Индикатор ЭПС оксидных конденсаторов
В последнее время в технической литературе, в том числе в журнале "Радио", опубликованы описания очень полезных в любительской и профессиональной практике приборов - индикаторов или измерителей ЭПС (например, в статье Щуся А. "Измеритель ЭПС оксидных конденсаторов". - Радио, 2006, № 10, с. 30, 31). Автор предлагаемой статьи поставил перед собой задачу разработать более простое и экономичное устройство. В самом деле, если в указанном выше измерителе ЭПС на проверяемый конденсатор подается переменное напряжение порядка десятков милливольт, а ток через микроамперметр не превышает 0,5 мА, то потребляемый измерителем ток достигает 20 мА.
Автомат—переключатель полярности напряжения для зарядного устройства
Описанное ниже устройство предназначено для зарядки двенадцативольтных автомобипьных аккумуляторных батареи. Главная его особенность состоит в том, что оно допускает подключение батареи, не задумываясь о ее полярности. В условиях плохо освещенного гаража это важно, так как зачастую маркировка полярности зажимов зарядного устройства и цвет соединительных проводов плохо различимы.
Сигнализатор для холодильника
Предлагаемый светозвуковой сигнализатор предназначен для контроля положения двери холодильной камеры и температуры в ней. Об оставленной открытой двери холодильника и о слишком высокой температуре в нем он подает световые и звуковые сигналы. Работа сигнализатора основана на том, что свет имеющейся в холодильной камере лампы накаливания, включающейся при открытой двери, попадает на фотоэлемент, напряжение на котором в этой ситуации возрастает. Для контроля температуры внутри холодильной камеры установлен датчик, его показания периодически сравниваются с порогом, равным +15 °С.
ВЧ приставка к осциллографу
Простое устройство, схема которого показана на рис.1, дает возможность наблюдать на экране низкочастотного осциллографа форму колебаний высокой частоты. Приставка представляет собой, по существу, приемник прямого преобразования. преобразующий исходные высокочастотные колебания в относительно низкую промежуточную частоту, значение которой лежит в пределах полосы пропускания осциллографа. Гетеродин приставки выполнен на транзисторах VI (собственно генератор), V3 (буферный усилитель) и V4 (эмиттерный повторитель). Каких-либо схемных особенностей он не имеет. Следует лишь отметить, что применение двух буферных каскадов в сочетании с резистивным аттенюатором ВЧ напряжения генератора (резистор R3 - входное сопротивление каскада на транзисторе V3) позволяет избежать искажения осциллограммы исследуемого сигнала из-за паразитной частотной модуляции частоты генератора этим сигналом.
Измерение параметров полевых транзисторов
Прибор для проверки основных параметров маломощных полевых транзисторов выполнен на основе недорогих цифровых мультиметров, возможно, даже с неисправными переключателями пределов измерения. Это минимизировало затраты труда по монтажу и изготовлению конструкции. Цифровые показания несколько облегчают сравнение транзисторов и подбор пар для дифференциальных каскадов. Крутизну транзисторов определяют простейшим расчетом.
Ламповый УМЗЧ с глубокой ООС
При конструировании ламповых усилителей мощности звуковой частоты (УМЗЧ) многие авторы используют выходные каскады, работающие в классе А. Аргументируют они свое решение минимальным коэффициентом нелинейных искажений подобных каскадов. Однако каскады, работающие в классе А, имеют достаточно приличный начальный ток анода (рабочая точка лежит на середине линейного участка характеристики лампы). Следовательно, КПД лампы будет весьма низким. Постоянный ток, протекающий через лампу, будет разогревать ее электроды. Если не предусмотреть принудительного охлаждения ламп, то их электроды будут интенсивно разрушаться. Следует отметить, что при построении усилителей класса А с выходной мощностью 10...20 Вт, еще можно создать компактную систему охлаждения. Но если усилитель рассчитывать, например, на 100 Вт, то придется сооружать весьма громоздкий "охладитель".
Плавное выключение дальнего света
В ночное время, при разъезде двух автомобилей, переключение дальнего света фар своей машины на ближний в первый момент водитель воспринимает, как резкое уменьшение освещенности дороги, что заставляет его напрягать зрение и ведет к быстрому утомлению. Встречным водителям также труднее ориентироваться в обстановке при резких перепадах яркости света спереди. Это в конечном счете снижает безопасность движении.
Автоматическое зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
Данная схема позволяет автоматически заряжать автомобильные аккумуляторы.
Зарядный ток через батарею в зависимости от напряжения на ней (прикладываемого к Б-Э переходу VT1), регулируется транзистором VT1, коллекторным напряжением которого управляется индикатор заряда на светодиоде (по мере зарядки ток заряда уменьшается и светодиод постепенно гаснет) и мощный составной транзистор, содержащий VT2, VT3, VT4.
Универсальный блок регуляторов на микросхеме LM1040
Блок регуляторов громкости и тембра построен на основе микросхемы LM1040, в которой изменением постоянного напряжения на управляющих входах достигается электронное регулирование коэффициента передачи в двух каналах усиления (частотно-зависимое или линейное). Малый уровень нелинейных искажений и шумов позволяет использовать эту микросхему и ее близкий аналог (LM1036) в любительской аудиоаппаратуре, а также для модернизации промышленной.
Блок управления отопителем автомобиля
Все легковые автомобили ВАЗ десятого семейства оснащены отопителем салона, укомплектованным автоматическим блоком управления. Практика показывает, что уже нескольких лет пользования машиной достаточно для того, чтобы выявить недостатки имеющейся системы отопления. О том, как их устранить, рассказывает автор этой статьи.
Стеклоочиститель — автомат
Описанное ниже простое устройство позволяет водителю в сложных погодных условиях упростить пользование стеклоочистителем машины. Через несколько секунд после нажатия на пусковую кнопку (поворота рычага) лобовое стекло автомобиля без дальнейшего участия водителя станет чистым и прозрачным.
Индикаторы напряжения бортовой сети
Анапизируя схему индикатора напряжения на двуцветном светодиоде [1], я пришел к выводу, что устройство можно существенно упростить, если отказаться от импульсного режима свечения. Это позволило собрать индикатор всего на одной микросхеме.